Skip to content

Эффекты и механизмы социальной перцепции

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

ЛЕКЦИЯ 6. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ОБЩЕНИЯ

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.

«В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку как бы «читаем» его, т.

Оглавление:

е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний, психологический план. Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

Суть процесса восприятия и понимания человека человеком отражена в приведенной выше цитате Сергея Леонидовича Рубинштейна (Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1960, С. 180).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Назвав восприятие «социальным» он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия.

Джером Сеймур Брунер / Jerome Seymour Bruner (р. 1915) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.

Дж. Брунер под социальной перцепцией понимал обусловленность процессов восприятия социальными факторами. В настоящее время под социальной перцепцией понимают восприятие так называемых социальных объектов, куда включаются личности, малые и большие группы.

Довольно часто в научной литературе понятие «социальная перцепция» используется в узком значении: под социальной перцепцией понимают восприятие субъектом субъекта (межличностное восприятие) в процессе общения.

Социальная перцепция — это важный психологический процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Так, постепенно выстраивается взаимодействие. По сути дела, результаты субъективной оценки партнера служат основой для построения поведения по отношению к нему. Партнер в свою очередь строит поведение, анализируя поведение и внешние проявления, которые предоставил ему наблюдатель.

МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

К механизмам социальной перцепции относят: идентификацию, рефлексию, каузальную атрибуцию.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (перцептивная) (англ. perceptual identification) — один из видов перцептивного действия; является промежуточным звеном между актом различения и опознанием; состоит в сличении 2 объектов или в сличении воспринимаемого объекта с эталоном, записанным в памяти, и установлении их тождества или различия. И. всегда предполагает дихотомическое разделение всей совокупности сигналов на класс сигналов, тождественных эталону по всем признакам (положительная И.), и на класс сигналов, не тождественных эталону хотя бы по 1 признаку (отрицат. И.). По данным Т. П. Зинченко (1981), отрицат. И. осуществляется с большей скоростью и точностью по сравнению с положительной. Это объясняется тем, что для положительной И. необходимо установление тождества сигналов по всем опознавательным признакам, в то время как для отрицат. И. достаточно установление различия между ними хотя бы по 1 признаку. (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).

Идентификация это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я». При этом неизбежен пусть временный, но отказ от собственного «Я».

ЭМПАТИЯ(от греч. empatheia — сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование).Способность к Э. — необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации.Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическаяЭ.) и за другого (гуманистическаяЭ.).

Сопереживая,человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. Идентификация.

При сочувствиичеловек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. Альтруизм).

Наконец, симпатия— теплое, доброжелательное отношение человека к др. людям. (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, Т. П. Гаврилова).

Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты (Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ. 1979). Эмпатия имеет три уровня.

В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагироиания. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим).

Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости. В изложенном подходе достаточно убедительно и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии (эмоциональная и действенная). Вместе с тем ее первый уровень (когнитивная эмпатия), связанный с пониманием состояния других людей без изменения своего состояния), является, по нашему представлению, чисто когнитивным процессом.

Эмпатия, эмпатийность в отношении с партнером может рассматриваться как одно из наиболее важных профессиональных качеств психолога, педагога, социального работника, менеджера. В большинстве случаев высокая профессиональная эмпатийность — результат специального обучения навыкам самоанализа, развития сензитивности, способности к эмпатическому вниманию (слушанию).

РЕФЛЕКСИЯ (англ. reflection) — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т. д. … Понятийно, процессуально и функционально Р. связана с самонаблюдением, интроспекцией, ретроспекцией, самосознанием. Формирование Р. начинается в младшем школьном возрасте, а у подростков становится основным фактором (механизмом) регуляции поведения и личностного саморазвития (по Э. Эриксону главная проблема отрочества — рефлексивная задача «Кто я?»). В концепции развивающего обучения (Давыдов В. В. и др.) Р. рассматривается как существенный показатель высокого умственного развития. Нередко выделяют Р. языковую, интеллектуальную, эмоциональную, смысловую, личностную и др. (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).

Рефлексия это осмысление субъектом того какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Другими словами это представление о том, что думают обо мне другие. Это и познание другого через то, что он думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого.

Обратная связь это получение адресатом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения. Другими словами это реагирование на действия партнера. Эффективная обратная связь предполагает описание поведения человека без приписывания мотивов действий, оценки установок или личностных черт. Обратная связь тем более объективна, чем больше в ней информации о партнере и его конкретном поступке, и чем меньше о взаимоотношениях. Объективная обратная связь вызывает наименьшую психологическую защиту и наибольшее желание понять, изменить поведение, помогает партнеру лучше разобраться в своем собственном поведении и его последствиях.

Стереотипизация это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам. Стереотипизация — необходимый и полезный инструмент социального познания мира. Он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека, сделать его понятным, а, следовательно, прогнозируемым. Однако стереотипизация может и ограничивать восприятие человека, а, следовательно, и его поведение.

На эффективность общения большое влияние оказывают также стереотипы восприятия.

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

Эффект первичности(эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.

Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.

Эффект авансирования — к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.

Эффект снисходительности — руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).

Эффект гипервзыскательности — руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).

Эффект физиогномической редукции — вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.

Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.

Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.

Внутригрупповой фаворитизм — «свои» кажутся лучше.

Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки — во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.

Презумпция взаимности — человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».

Феномен предположения о сходстве — человек считает, что «свои» относятся к остальным людям так же, как он.

Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.

Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося информация о том, что могло бы произойти, но не произошло, игнорируется.

Стереотипы могут играть положительную роль во взаимоотношениях с людьми, так как они экономят энергию, способствуют более быстрой реакции автоматически реагировать во многих случаях. Вежливость с собеседником — выработанный у многих стереотип, который позволяет устанавливать контакт.

СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП (англ. stereotype; от греч. stereos — твердый + typos — отпечаток) — устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о к.-л. явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде (син. социальный штамп); усваивается индивидом в процессе социализации. В этом значении термин «стереотип» ввел амер. социолог У. Липпманн(Lippmann) в книге «Общественное мнение» (1922). Хотя стереотип по определению имеет социальное происхождение и распространение, атрибут «социальный» позволяет дифференцировать это понятие от др. значений термина «стереотип» (полиграфический стереотип; стереотипное поведение инстинктивного или условно-рефлекторного типа, динамический стереотип; ритуал). Однако термин «С. с.» может пониматься и в более узком смысле: как стереотипное представление о социальнойгруппе или общности (и ее членах). В этом смысле различают социальные (напр., этнические) автостереотипы (представления о своей группе) и гетеростереотипы (представления о др. группах). Т. о., С. с. — это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те или иные дескриптивные, ценностные и прескриптивные значения социальным группам и их типичным представителям. С. с. (как правило, гетеростереотип), ассоциированный с негативным отношением (эмоционально-оценочным компонентом) к той или иной группе, называется «предубеждением» (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).

Уолтер Липпман (1889-()1974) — американский писатель, журналист, политический обозреватель, автор оригинальной концепции общественного мнения.

Познавательные возможности человека ограничены: человек не может знать всё, быть абсолютно информированным, так как окружающая среда слишком сложное и изменчивое образование. Преодолевая разнообразие мира, человек систематизирует знание о нём в категории. Эти категории, — фикции, стереотипы, элементы псевдосреды, с помощью которых человек приспосабливается к своему окружению. Поведение человека есть реакция на стимулы псевдосреды.

Стереотипы объединяются в системы стереотипов, которые предстают в виде повседневных укладов, верований, учений, социальных институтов и т. д. И так вплоть до стереотипа, охватывающего все системы стереотипов и известного под названием «социальная реальность».

5.2.5. КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ

Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

В социальной психологии существует целый раздел, посвященный изучению закономерностей восприятия причин поступков — каузальная атрибуция.

Механизм каузальной атрибуции относится к ситуации социального познания и означает причинное объяснение поступков.

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (англ. causal attribution, от англ. attribution — приписывание, наделение + лат. causa — причина) — атрибуция относительно причинсвоего или чужого поведения или возникновения конкретной ситуации (Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь).

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий (А. В. Юревич, А. В. Петровский Социальная психология. Словарь).

Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции (англ. Attribution theory), разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение (Г. М. Андреева Содержание и эффекты межличностного восприятия // Социальная психология Третье издание М.: Наука, 1994).

Келли Гарольд / Kelley, Harold H.(р. 1921).Все научные вклады Г. Келли связаны с социальной психологией и относятся к теории малых групп, включая теорию атрибуции, рассматривающую восприятие причин поведения, и к изучению близких отношений.

Хайдер Фриц / Heider, Fritz (1896—1988). Хайдер работал в исследовательской лаборатории Курта Коффки, занимаясь проблемами, связанными с глухотой. Концепции Хайдера изложены в его книге «Психология межличностных отношений» (The psychology of interpersonal relations).

Ли Росс / Lee Ross(1942) — профессор психологии Стэнфордского университета США, один из основателей Стэнфордского центра по изучению конфликтов и переговоров, действительный член Американской академии наук и искусств.

МЕРА И СТЕПЕНЬ АТРИБУЦИИ

Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:

1 соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно, степень приписывания будет меньше;

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);

объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);

обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).

В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель – личностную.

Источник: http://megapredmet.ru/.html

Социальная перцепция

Существует такое понятие, как социальная перцепция, что в переводе с латинского (perceptio), означает «восприятие». Применительно к психологии общества рассматривается то, как человек видит ситуацию, какие делает выводы. И самое главное, отмечают психологи, каких поступков следует ожидать от того или иного индивидуума, принадлежавшего к определенной группе единомышленников.

Для социальной перцепции характерны следующие функции:

  • Самопознание;
  • Познание собеседника, партнера;
  • Налаживание контактов в коллективе в процессе совместной деятельности;
  • Установление позитивного микроклимата.

Социальная перцепция изучает манеры поведения между личностями с разными уровнями развития, но принадлежавшими к одному обществу, коллективу. Поведенческие реакции формируются на основе социальных стереотипов, знание которых объясняет модели коммуникации.

Существует два аспекта социальной перцепции в изучении процессов психологической совместимости. Это следующие вопросы:

  • Исследование социальных и психологических особенностей отдельного субъекта и объекта восприятия;
  • Анализ механизма межличностного общения.

С целью обеспечения познания и понимания другого человека, а также самого себя в процессе общения, существуют специальные механизмы социальной перцепции, позволяющие делать прогнозы в отношении поступков партнеров по общению.

Механизмы социальной перцепции

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями и заключаются в следующих понятиях:

Метод идентификации заключается в том, что психолог пытается поставить себя на место собеседника. Чтобы познать человека, необходимо усвоить его шкалу ценностей, нормы поведения, привычки и вкусовые пристрастия. Согласно этому методу социальной перцепции, человек ведёт себя таким образом, каким, по его мнению, мог бы повести себя собеседник.

Эмпатия – сопереживание другому лицу. Копирование эмоционального настроя собеседника. Только отыскав эмоциональный отклик, можно составить правильное представление о том, что творится на душе у собеседника.

Аттракция (привлечение) в понятии социальной перцепции рассматривается как специальная форма познания партнера при сформированном устойчивом чувстве к нему. Такое понимание может иметь форму дружбы или любви.

Рефлексия – осознание себя в глазах собеседника. При проведении беседы человек как бы видит себя со стороны партнера. Что о нем думает другой человек и какими качествами наделяет его. Познание себя в понятии социальной перцепции невозможно без открытости к другим людям.

Каузальная атрибуция от слов «кауза» – причина и «атрибут» – ярлык. Человека наделяют качествами, сообразно его поступкам. Социальная перцепция определяет следующие типы каузальной атрибуции:

  • Личностная – когда причина исходит от самого человека, совершившего тот или иной поступок;
  • Объектная – если причиной поступка послужил объект (субъект), на которого было направлено то или иное действие;
  • Обстоятельственная – условия, при которых был совершен тот или иной акт.

В процессе исследований, согласно социальной перцепции, было выявлены закономерности, которые влияют на формирование каузальной атрибуции. Как правило, человек приписывает успех только себе, а неудачу – окружающим, либо обстоятельствам, которые сложились, увы, не в его пользу. При определении тяжести действия, направленного против человека, потерпевший игнорирует объектную и обстоятельную каузальную атрибуцию, принимая во внимание только личностную составляющую. Немаловажную роль при восприятии играет установка человека, либо сведения, относительно воспринимаемого субъекта. Это было доказано экспериментом Бодалева, который показывал фотографию одного и того же человека двум разным социальным группам. Одни сказали, что перед ними отъявленный преступник, другие определили его как величайшего ученого.

Социальный стереотип – это восприятие какого-либо собеседника, основанное на базе личного жизненного опыта. Если человек принадлежит к какой-либо социальной группе, его воспринимают как часть некоего сообщества, со всеми его качествами. Клерка воспринимают иначе, чем сантехника. Социальная перцепция разделяет следующие виды стереотипов:

При общении людей из разных социальных групп могут возникнуть противоречия, которые сглаживаются при решении общих задач.

Эффекты социальной перцепции

На основе стереотипов формируется межличностное восприятие, в котором определяют следующие эффекты:

Эффект первичности в социальной перцепции проявляется при первом знакомстве. Оценка человека основывается на информации, полученной ранее.

Эффект новизны начинает действовать в том случае, когда появляется совершенно новая информация, которая считается самой важной.

Эффект ореола проявляется в преувеличении положительных или, наоборот, отрицательных качеств партнера. При этом не учитываются никакие иные аргументы и способности. Одним словом, «мастер, он во всём мастер».

Педагогическая социальная перцепция

Восприятие учителя воспитанниками определяется взаимоотношениями в рамках образовательного процесса. Каждому педагогу важно то мнение, которое формирует его личность в глазах учащихся. Так педагогическая социальная перцепция определяет статус учителя, образ его жизни. Все это влияет на создание авторитета, либо отсутствие его, что неизбежно сказывается на качестве образования.

Способность найти общий язык с изначально социально неравными людьми, не теряя при этом чувства разумной дистанции, свидетельствует о педагогическом таланте учителя.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Средняя продолжительность жизни левшей меньше, чем правшей.

Вес человеческого мозга составляет около 2% от всей массы тела, однако потребляет он около 20% кислорода, поступающего в кровь. Этот факт делает человеческий мозг чрезвычайно восприимчивым к повреждениям, вызванным нехваткой кислорода.

Человеческие кости крепче бетона в четыре раза.

Согласно исследованиям, женщины, выпивающие несколько стаканов пива или вина в неделю, имеют повышенный риск заболеть раком груди.

На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?

Согласно мнению многих ученых, витаминные комплексы практически бесполезны для человека.

74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.

Согласно исследованиям ВОЗ ежедневный получасовой разговор по мобильному телефону увеличивает вероятность развития опухоли мозга на 40%.

Наши почки способны очистить за одну минуту три литра крови.

Каждый человек имеет не только уникальные отпечатки пальцев, но и языка.

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

Работа, которая человеку не по душе, гораздо вреднее для его психики, чем отсутствие работы вообще.

Препарат от кашля «Терпинкод» является одним из лидеров продаж, совсем не из-за своих лечебных свойств.

Если улыбаться всего два раза в день – можно понизить кровяное давление и снизить риск возникновения инфарктов и инсультов.

Кроме людей, от простатита страдает всего одно живое существо на планете Земля – собаки. Вот уж действительно наши самые верные друзья.

Малоподвижный образ жизни, нерациональное питание и постоянное напряжение, присущие сегодня большинству жителей мегаполисов, приводят к развитию различных забол.

Источник: http://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7829-socialnaja-percepcija.php

Эффекты социальной перцепции

При общении возникают эффекты социальной перцепции как результат приписывания или распространение оценочного впечатления на восприятие действий, поступков, личностных черт другого человека при дефиците времени и источников информации.

Эффект ореола. Характеризуется тенденцией преувеличивать свойства личности собеседника, переносить благоприятное (неблагоприятное) впечатление об одной качество индивида на все остальные.

Эффект ореола проявляется в том, что общее положительное впечатление о человеке приводит положительные оценки и не представленных качеств. Бывает и наоборот: общее неприятное впечатление порождает негативные оценки. Положительная переоценка поведения и черт другого человека обусловлена положительной предвзятостью. По ней принимают название «позитивный ореол», негативная отрицательной предвзятостью, когда обнаружены в дальнейшем положительные качества не принимаются во внимание, недооцениваются (отрицательный ореол).

Познавая другого человека, происходит эмоциональное оценки ее, попытки понять поступки, спрогнозировать его поведение и смоделировать собственную. Это достигается благодаря использованию механизмов идентификации, эмпатии, эгоцентризма, рефлексии, стереотипизации, каузальной атрибуции, эффектов социальной перцепции и др.

Идентификация. Элементарнейшим способом понимания другого человека является уподобление себя с ней, что играет важную роль в общении и взаимодействии.

Характеризуется отождествлением (уподобление) себя с другим индивидом или группой, основой которого является эмоциональная связь; приобретение, усвоение ценностей, ролей, моральных качеств другого человека, особенно родителей; копирования субъектом мыслей, чувств, действий другого человека, который является моделью.

Идентификация является способом понимания другого человека через осознанное или неосознанное отождествление ее с собой, попытка понять его состояние, настроение, самооценку, отношение к миру, представив себя на ее месте. Она может быть полной (отождествление себя с другим человеком вообще) или частичной (уподобление по одному признаку).

Результатом идентификации является интроекция — выделение и отождествление себя с личностью или группой, перенос, заимствования, «впитывания» в себя определенные черты объекта и проекция — приписывание другому своих мыслей и чувств.

Эмпатия. Этот механизм, реализуясь как эмоциональный отклик на проблемы другого, тесно связан с идентификацией. Эмпатия является основным навыком, которая приобретается в процессе социализации и предполагает способность принимать социальные роли и установки других, представлять себя в социальной позиции другого и предвидеть его реакции.

Эмпатия (сопереживание, сочувствие) попытки понять эмоциональное состояние другого человека; психические процессы, позволяющий понять переживания другого человека (механизм познания); действие индивида, помогает ему по-особенному выстроить общение (особый вид внимания к другому человеку) способность, свойство, способность проникать в психическое состояние другого человека (характеристика человека, то есть эмпатийность).

Склонность к эмпатии возрастает при приобретении жизненного опыта, а также среди похожих друг на друга людей. Уровень эмпатии зависит от способности индивида представить, как одно событие восприниматься разными людьми, признание права на существование различных точек зрения. Склонна к эмпатии человек терпимый к выражению эмоций другими людьми; глубоко вникает в субъективный внутренний мир собеседника, не раскрывая при этом собственного настроения и мира; готова адаптировать свое восприятие к восприятию другого человека для лучшего понимания того, что с ней происходит.

Проявлениями эмпатии является спивпереживання- переживания индивидом тех же эмоциональных состояний, чувств, которые испытывает другой, и сочувствие — эмоциональное восприятие проблем другого безотносительно к собственному состоянию и действий.

Эгоцентризм. Явлением эгоцентризма усложняется процесс межличностного познания людьми друг друга. Он заключается в неспособности увидеть и понять познавательную позицию другого человека, неумении оценить факты, события, явления с ее точки зрения.

Эгоцентризм — сосредоточенность индивида только на собственных интересах и переживаниях, что приводит к его неспособности понять другого человека как субъекта взаимодействия и самодостаточную личность. Чаще всего эгоцентризм проявляется в раннем детстве. В процессе развития и обучения личности сила проявления его постепенно уменьшается.

Эгоцентричность как закономерный этап становления является нормальным личностным развитием. Отклонением от нормы является застро-нения личности на этом этапе, отсутствие сил и стремление преодолеть его. Жесткая ориентация на себя не способствует развитию личности. Поэтому эгоцентрики живут своими представлениями о добре, справедливости, любовь.

Рефлексия. Механизм социальной перцепции, который реализуется как внутреннее представление человека о мнении тех, кем она контактирует.

Рефлексия (обращение назад, самопознание) — видение индивидом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или общности; вид познания, в процессе которого субъект становится объектом своего наблюдения; размышления, анализ собственного психического состояния.

Рефлексия означает познание другого через выяснение мнений о субъекте, познания субъектом себя через выяснение мнений других людей о нем. Чем шире круг общения, чем больше разных представлений о том, как человек воспринимается другими, тем больше он знает о себе и людей, которые ее окружают. Рефлексия свидетельствует переход от полного включения самосознания в деятельность к формированию нового отношения субъекта не только к деятельности, но и к себе в этой деятельности.

Этот вид социальной перцепции предполагает не только знание субъекта о себе и своей деятельности, но и представление о том, как он и его деятельность воспринимаются другими. Как новообразования психики, она появляется на определенном этапе онтогенетического развития. Созревание механизмов рефлексии стимулирует самоанализ, формирование воли, становления личностной зрелости.

Стереотипизация — формирование впечатления о человеке на основе выработанных стереотипов приписывание знакомых черт с целью ускорения или облегчения межличностного общения.

Оценочные стереотипы представляют собой совокупность качеств, которые человек приписывает другому человеку. Формирование устойчивых образов социального объекта (человека, группы, события, явления и т.д.) происходит незаметно для индивида. Возможно, в связи с недостаточной

ной осознанностью стереотипы утверждаются как устойчивые образцы, властвующих над людьми. Формируются они как следствие недостаточной осведомленности, результат обобщения личностью собственного опыта, дополненного сведениями, полученными из книг, кинофильмов, высказываниями других людей. Стереотип помогает быстро и достаточно надежно упрощать, оформлять в определенные категории и эталоны социальное окружение человека, легче его понимать и прогнозировать. Когнитивной основой стереотипизации есть такие операции, как селекция, ограничение, категоризация социальной информации. Мотивационную основу этого механизма составляют процессы оценочной поляризации в пользу своей группы, внушают индивиду чувство принадлежности и защищенности.

Обычно они формируются с недостаточной осведомленности об объекте восприятия, стереотипы могут выполнять консервативную, иногда реакционную роль, формируя неправильные представления о людях, деформируя процесс межличностного понимания и взаимодействия. Во время познания людьми друг друга Стереотипизация чревата упрощения и сокращения этого процесса. В таком случае стереотипы не обязательно выполняют оценочную роль. Стереотипизация порождает предубеждение в восприятии другого человека. Если суждение о другом человеке выстраивается на основе предыдущего негативного опыта, то новое восприятие представителя той же группы будет также неприязненным.

Стереотипы формируются обыденным сознанием, поэтому они часто бывают не только сомнительными, но и ошибочными. Проверить истинность или ложность стереотипа можно лишь в процессе анализа конкретной ситуации.

Каузальная атрибуция. Изучение каузальной атрибуции помогает познанию механизмов взаимопонимания, процессов интерпретации субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Каузальная (причинная) атрибуция (приписывание) — интерпретация необходимой субъекту информации путем приписывания партнеру по взаимодействию возможных чувств, причин и мотивов поведения.

Иногда, не зная, зная недостаточно истинные причины поведения другого индивида, начинаем приписывать друг другу несвойственные им причины, образцы поведения, общие характеристики. Это явление называется фундаментальной ошибкой атрибуции.

Способы коррекции ошибок сприйнятгя других людей с опорой на стандарты

Больше внимания уделяйте невербальном поведении партнера мимике, позе, жестам, интонации, направления взгляда, походке, осанке.

Обращайте внимание на ошибочные действия партнера (оговорки, забывания, замалчивание, ошибки слуха и др.), За которые могут прятаться подавлены или чувства, которые сдерживаются.

Отмечайте для себя, как у человека выражаются две основные социальные нужды — в эмоциональной поддержке и в признании. Это ключ к пониманию того, как человек ведет себя с другими своими мотивами.

Следите, в какую сторону партнер отклоняется от темы вашего разговора. Отклонение от темы — признак сокрытия чувств к собеседнику.

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните понятие социальной перцепции в в психологическом смысле.

2. Опишите поэтапно механизм социальной перцепции.

3. Можно ли считать визуальную психодиагностику наукой? Если да, то какие направления лежали в основе становления ее как науки?

Опишите конституционную типологию личности по Кречмером.

Источник: http://studbooks.net/3837/psihologiya/effekty_sotsialnoy_pertseptsii

/ ГОСЫ / билеты / 103 социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция

Вопрос № 103 Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция. (структурировать ответ)

Большое значение имеет то, как человек воспринимает партнера по общению. Часто восприятие человека человеком называют социальной перцепцией. Но это понятие, считает Г.М. Андреева, в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Поэтому восприятие человеком человека отнюдь не исчерпывает понятия «социальная перцепция».

Н.Р. Битянова определяет социальную перцепцию как восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальную перцепцию нельзя рассматривать как чисто когнитивный, «рациональный» акт запечатления внешних свойств воспринимаемого человека. В ней обязательно присутствуют и оценка другого, и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. В целом в ходе социальной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать поведение, создание собственной стратегии поведения.

Т.о. соц.перцепция – это восприятие и понимание соц.объектов. Соц.перцепция – восприятие и понимание одним человеком другого чел-ка, т.е. межличностное восприятие. Результат процесса – создание образа другого человека, на основе кот. выстраивается стратегия поведения и прогнозируется его поведение.

Можно так же выделить четыре основные функции социальной перцепции:

познание партнера по общению;

организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

установление эмоциональных отношений.

Социальная перцепция рассматривает процессы и эффекты построения образов участников общения, процессы социальной рефлексии, процессы формирования социальных стереотипов и формирования объяснительных моделей коммуникации. Выделяются два главных аспекта изучения процесса социальной перцепции. Один связан с исследованием психологических и социальных особенностей субъекта и объекта восприятия, а второй – с анализом механизмов межличностного отражения.

Существует ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека, позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

Механизмы социальной перцепции. Можно говорить о существовании механизмов, обеспечивающих познание и понимание другого человека, самого себя в процессе общения с ним, и обеспечивающих прогнозирование поступков партнера по общению.

К механизмам познания и понимания относятся, прежде всего, идентификация, эмпатия, рефлексия и аттракция.

Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению. Т.е. идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, должен был себя вести в данной ситуации тот человек, с которым он идентифицируется.

Эмпатию можно определить как эмоциональное вчувствование или сопереживание другому (Титченер). Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция («привлечение») может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию по отношению к нему привязанности, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.

Механизм самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии. Под социальной рефлексией понимается способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Рефлексия – это осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Важно подчеркнуть, что полнота представлений человека о самом себе в значительной степени определяется богатством его представлений о других людях, широтой и разнообразием его социальных контактов, позволяющих проанализировать отношение к себе со стороны различных партнеров по общению. Залог познания себя – это открытость другим людям.

Обращаясь к третьей группе механизмом социальной перцепции, обеспечивающих прогнозирование поведения партнера по общению, выделим наиболее важный, можно даже сказать универсальный механизм интерпретации поступков и чувств другого человека – механизм каузальной атрибуции.Это не есть механизм понимания, это механизм интерпретации, объяснения. Это приписывание причин поведению др.чел-ка.

Атрибутивные процессы – приписывание причин поведения личностных особенностей.

В процессе общения человек никогда или почти никогда не обладает полной информацией о причинах поведения партнера. В условиях дефицита такой информации индивиду ничего не остается делать, как формировать свой прогноз на основе предположения о возможных причинах, иначе говоря, осуществлять приписывание другому определенных мотивов и оснований тех или других действий и реакций. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-либо другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социально «желательности» или «нежелательности».

В других работах было показано, что характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Келли выделил три таких типа:

личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок);

объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие);

обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).

Исследователи выявили ряд закономерностей, в соответствии с которыми разворачивается каузальная атрибуция.

Например, успех люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Что касается приписывания ответственности за поведение, то общая закономерность состоит в том, что по мере роста тяжести случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и объектной к личностной атрибуции. Важную роль при восприятии человека играет та установка, те сведения, которые имеются у воспринимаемого относительно того, кого воспринимают. (эксперименты Бодалева, когда показывают двум группам одну и ту же фотографию, в одном случае говоря, что на фото – преступник, а в другом – что великий ученый).

Особенно значительна роль установки при формировании первого впечатления. Ошибки мех-ма атрибуции:

Что касается первого впечатления, то в литературе описаны три наиболее типичных схемы формирования первого впечатления. Каждая схема запускается определенным фактором, так или иначе присутствующим в ситуации знакомства: фактором превосходства, фактором привлекательности партнера и фактором отношения к наблюдателю. Первая схема социального восприятия начинает работать в ситуации неравенства партнеров (когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него показателю). Суть происходящего дальше состоит в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, тем меньше надо для запуска этой схемы. Это ошибка фундаментальная (т.е. наблюдатель склонен переоценивать личност.факторы и недооценивать ситуационные).

Вторая схема связана с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка привлекательности состоит в том, что внешне привлекательного человека люди тоже склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам. Это ошибка ложных корреляций (т.е. чел-к склонен в течении своей жизни создавать связи между особенностями внешности и психол. хар-ками).

Третья схема восприятия партнера запускается его отношением к нам. Ошибка восприятия состоит в данном случае в том, что людей, которые хорошо к нему относятся или разделяют какие-то важные его идеи, человек склонен оценивать выше и по прочим показателям. Ошибка неравных возможностей ( т.е. наблюдая ролевое поведение приписывает др. чел-ку качества и хар-ки предписанные ролевым статусам, а не положением вещей).

Исследования выделили различные эффекты при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких эффекта: «эффект ореола» («галоэффект»), «эффект новизны и первичности» и «эффект (явление) стереотипизации». (эффект проекции)

Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке категоризируется определенным образом, а именно – накладывается тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффекты первичности и новизны касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности проявляется при восприятии незнакомого человека в том, что более ранняя информация, полученная о нем, преобладает при его последующем восприятии. Эффект новизны проявляется при восприятии знакомого человека в том, что наиболее значимой при его восприятии будет более новая информация о нем.

Известен так же эффект негативного отношения к близким группам и эффект позитивного отношения к похожим на нас людям

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого явления стереотипизации. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 году, и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда.

В более широком смысле стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.

Наше восприятия других людей построено таким образом, чтобы на minинформации , фактах сделатьmaxколичество выводов о личности человека иmaxпрогнозов о его поведении. Как правило, стереотипы возникают на основе недостаточного опыта. Склонность к формированию стереотипов зависит от количества опыта, значимости решаемых задач, когнитивной сложности личности, способности учитывать одновременно большее число параметров.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека. С другой стороны, стереотипизация приводит к возникновению предубеждений. Стереотипизация – использование стереотипов восприятия др.чел-ка или группы; устойчивое представление о каком-либо явлении или группе, кот. форм-ся у представителей той или иной группы. Зависит от опыта контактов. Например, установка на восприятие – эксперимент Бодалева с фото.

Стереотипы могут быть: этническими, профессиональными, гендорными, возрастными, социальными и т.д.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview//

Механизмы и эффекты социальной перцепции

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), 2) познание самого себя (рефлексия), 3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация — уподобление себя другому и на основе этого предположение о мыслях, мотивах, чувствах или внутреннем состоянии другого человека.

Эмпатия– это постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.

Процесс эмпатии является в основном интеллектуальным и эмоциональным по своему содержанию. Эмпатия рассматривается как системное образование, которое включает следующие стороны: понимание эмоционального состояния другого человека (когнитивный уровень); сопереживание или сочувствие объекту эмпатии (аффективный уровень), активное помогающее субъекта (поведенческий уровень).

Следует отличать от сочувствия и сопереживания.

Сопереживание – переживание чувств другого человека путем отождествления с ним. Сочувствие – переживание своих чувств и состояний по поводу чувств другого.

Аттракция (дословно – привлечение) – форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Ее можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Рефлексия –механизм восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Казуальная атрибуция как механизм настолько важен и так часто работает, что на основе его формируются и другие механизмы, поэтому казуальную атрибуцию часто называют явлением, в том случае, если это явление лежит в основе других механизмов.

Казуальная атрибуция – причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения.

Итак, механизмы и эффекты, основанные на явлении казуальной атрибуции:

1) Стереотипизация – классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Здесь стереотип – сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.

2)Имплицитная теория личности – представления человека о том, как в людях связаны черты характера, внешний облик и поведение. Складывается в сугубо индивидуальном опыте. Эта теория формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности.

3) Эффект ореола. Человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, ущербным во всех отношениях после неудачи.

4) Эффект первичности. Суть: первое впечатление о человеке, первая личностная информация о нем, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Это впечатление (“+” или “-”) становится своеобразным фильтром, пропускающим в сознание только ту информацию, которая согласуется с первым впечатлением. Особенно на первых порах межличностного общения. В дальнейшем этот эффект может вызвать у человека когнитивный диссонанс.

Когнитивный диссонанс – несоответствие новой информации сложившемуся опыту и взглядам человека, порождающее у него эмоциональную напряженность, стремление найти выход из возникшего состояния.

5) Эффект новизны (порядка) – противоположный 4-му. Касается последнего впечатления о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, способна сильнее влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая (но не самого первого!).

Над последней информацией человек может поразмышлять, подумать.

6) Эффект проекции. Приятному для нас человеку мы приписываем свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т.е. наиболее четко выявляем у других те черты, которые ярко представлены в нас самих.

7) Эффект средней ошибки. Тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения. Так, например, люди с личностной атрибуции в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку. В случае пристрастия к обстоятельной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.

Кроме этих схем выявлены некоторые закономерности процесса каузальной атрибуции. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различной в зависимости от того, был ли он участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной, т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Источник: http://lektsii.org/.html

×