Skip to content

Эффект стендаля

Что такое синдром Стендаля

Автор совета: Артем Аленин Дата публикации: 05.03.2013

Искусство – это настолько впечатляющее зрелище, что иногда люди перестают быть собой и впадают в состояние аффекта.

Оглавление:

В данной статье поговорим об этом интересном феномене.

Это французский писатель, который писал романы и книги о достопримечательностях под псевдонимом «Стендаль». Именно он впервые описал эту особенность человеческой психики. В своей книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» он описал ощущения после посещения церкви Санта Кроче:

«Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…

Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей».

И хотя сам Стендаль не догадывался – он открыл интересный феномен человеческой психики. Долгие годы на это не обращали внимание, пока в 1979 году итальянский психиатр Грациэлла Магерини не провела исследование. Она изучила сотню похожих случаев, а свои наблюдения описала в книге «Graziella Magherini: La Sindrome di Stendhal».

Она сделала следующие выводы:

— туристы из Северной Америки и Азии не подвержены этому синдрому, поскольку это не связано с их культурой.

— итальянские туристы также имеют иммунитет, поскольку находятся в этой атмосфере с самого рождения.

— среди остальных туристов, наиболее подвержены ему одинокие люди с классическим или религиозным образованием, вне зависимости от их половой принадлежности.

Считается, что людей, подверженных синдрому Стендаля, охватывает волна сильных чувств. Как правило, это случается после посещения музеев, галерей и т.д. Более того, считается что красота природы, некоторых животных, а также красивые мужчины и женщины тоже могут спровоцировать синдром.

Те, кто видел хотя бы раз Флоренцию – никогда не забудут этот город-музей. Буквально каждый дом и улица веет Ренессансом и высоким искусством. Неудивительно, что именно в этом городе был открыт синдром Стендаля и именно в этом городе чаще замечают случаи проявления синдрома у посетителей.

Особенно сильно подвержены синдрому люди, которые всегда были далеки от искусства. Например, житель Стамбула (тоже очень красивый город) не сильно восхитится красотой Флоренции. А вот житель далёкого северного города, ни разу не видевший такой красоты и роскоши – впадёт в культурный шок.

Во Флоренции всё сделано так, чтобы быстро определить синдром Стендаля. Смотрители музеев обучены оказанию помощи больным (если их так можно назвать). А в главной больнице Флоренции (Santa Maria Nuova) есть специальное отделение для людей с синдромом Стендаля.

Синдром Стендаля – медицинский аспект

Человек с нормальным культурным развитием, посещающим изредка музеи и театры, не подвержен синдрому. Более того, можно посмотреть красивые фильмы, поиграть в красивые игры или послушать красивую музыку. Любой житель России сможет противостоять синдрому и сдержать свои чувства.

А ведь синдром Стендаля опасен для окружающих тоже. Так как человек сильно проникается духом картин или изображений, то он начинает ассоциировать себя с героями этих картин. Во Флоренции, Венеции, Стамбуле, Лувре, Эрмитаже и прочих скоплениях изящества и красоты, зачастую происходят случаи, когда люди в порыве чувств пытаются уничтожить произведения искусства.

Самый последний громкий случай – это инцидент произошедший 11 августа 2009 года. Тогда женщина пыталась уничтожить картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Смотрители быстро среагировали, и женщина не смогла ничего сделать. Хорошо, что пуленепробиваемые стёкла мешают не только ворам, но и неуравновешенным людям.

Многие врачи серьёзно обеспокоены, так как иногда синдром Стендаля имеет очень серьёзные последствия. Некоторым пациентам приходилось проходить длительный курс приёма антидепрессантов.

Синдром Стендаля считается психосоматическим заболеванием, которое вызывает учащенное сердцебиение, обмороки, спутанность сознания и даже галлюцинации. При этом синдром Стендаля чаще проявляется не в виде восхищения и счастья, а в виде тяжёлой депрессии.

Синдром Стендаля – научный аспект

Учёным и врачам, естественно, необходимы существенные доказательства в существовании синдрома. Ведь существует множество сомнений. И хотя многие признают, что искусство может вызвать сильные душевные переживания – многие учёные всё равно сомневаются в том, что этот синдром достоин звания «синдрома».

Самое крупное исследование было проведено в 2010 и 2011 годах. Летом, когда количество туристов во Флоренции сильно увеличивается, были проведены несколько экспериментов. Была собрана группа добровольцев, на которых развесили датчики измерения пульса, температуры и давления. После этого, добровольцы пошли осматривать фрески и галереи. Потом добровольцы написали о своих впечатлениях и мыслях.

Выяснилось, что почти каждый из них испытал сильное душевное волнение. Однако ни один из испытуемых не упал в обморок и не впал в депрессию. После трёх месяцев изучения, оказалось, что синдром Стендаля существует. Но подвержены ему не столько люди религиозные или «голодные» до культуры, а люди с психическими расстройствами. Иными словами, если ваша психика хотя бы чуть-чуть не соответствует нормальной, то данную статью вы будете читать в больнице 🙂

Игры, фильмы, музыка и красивые люди

Человек – это увлекающееся животное. Именно поэтому некоторые не могут жить без музыки, просмотра фильмов или компьютерных игр. Любое красивое зрелище провоцирует у нас вулкан ощущений и чувств. «Кайф» от игры, от музыки, от зрелищного блокбастера – это тоже синдром Стендаля в какой-то степени.

Особенно интересно то, что синдром может проявиться при виде очень красивых мужчин или женщин (всё зависит от вашей половой ориентации). Думаю, именно этот шок от красоты нередко и принимают за любовь с первого взгляда. Именно в этот момент просыпаются сильнейшие чувства, а мозг становится овощем 🙂

Вы всё ещё не верите в существование синдрома Стендаля? Тогда потратьтесь на поездку во Флоренцию, Венецию, Рим или Стамбул. Именно в этих городах чаще всего замечены обмороки по причине сильных впечатлений от увиденного.

Интересно, а подвержены ли жители Флоренции и других красивых городов синдрому Стендаля? Может быть, из-за каждодневного наблюдения шедевров искусства – их чувство прекрасного сильно притупилось? Если это так, то флорентийцы – самые флегматичные люди в мире…

Последние советы раздела «Здоровье»:

Комментарий добавил(а): Евангелина

Испытала культурный шок, прочитав характеристику творчества известного французского писателя Стендаля(. он написал множество романов, составляющих гордость французской литературы и культуры в целом, а не "романы и книги о достопримечательностях".

Имейте, пожалуйста, ввиду, что любые ссылки, html-теги или скрипты, будут выводиться в виде обычного текста — бессмысленно их использовать. Комментарии, содержащие нецензурные выражения, оскорбления, флуд и рекламу будут немедленно удалены.

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше 🙂

Навигация по проекту

Интересные новости

Полезная информация

Полезные телефоны Москвы

Экстренные службы, телефоны доверия, эвакуация автомобилей и автопарковки, медицинская помощь, ветеринарные услуги и др.

Налоговые инспекции Москвы и С.Петербурга

Он-лайн справочник по налоговым инспекицям двух столиц

Банки Москвы, С.Петербурга и др. городов

Он-лайн справочник крупнейших банков России и их филиалов в крупных городах разных регионов.

Нотариусы Москвы, С.Петербурга и Казани

Он-лайн справочник нотариусов трех крупнейших городов

Источник: http://www.freeadvice.ru/view_advice.php?id=212

Причины возникновения синдрома Стендаля и основные симптомы. Методы терапии заболевания

Во все времена произведения искусства играли немаловажную роль в жизни человека. Соприкосновение с прекрасным вызывает эстетическое удовольствие и ощущение лёгкой эйфории, помогает воодушевиться и зарядиться продуктивной энергией. Однако иногда влияние шедевров искусства вызывает странные, порой неадекватные реакции. Так, известный в психиатрической науке синдром Стендаля проявляется в виде психосоматических изменений в организме человека.

В основном, синдрому подвержены впечатлительные лица, посещающие памятники культуры, музеи, художественные галереи. Личность, охваченная культурно-художественным чувством прекрасного от произведений искусства великих творцов эпохи Возрождения впадает в аффективно-шоковое состояние. Как правило, во время такой неадекватной реакции наблюдается учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание, галлюцинации и даже обморочные состояния.

Характеристика синдрома и его основные признаки

Первым психиатром, исследовавшим данное явление, была Грациэлла Магерини, итальянский специалист в области психоневрологии и патопсихологии. Она исследовала близко ста туристов, посетивших памятники культуры Флонеции, которые впоследствии были охвачены состоянием, близким к шоковому. У всех испытуемых были сходные патологические реакции: учащённый пульс и сердцебиение, головокружение, приступы паники и различные виды галлюцинаций. Грациэлла Магерини так же заметила, что приступы, как правило, наступают непосредственно во Флоренции, культурно-историческом городе Италии. Специалист выделила определённые закономерности проявления синдрома в зависимости от национальной и половой принадлежности:

  • так как культура азиатских стран и Северной Америки несколько отличается от европейской, люди, проживающие на данных территориях, в меньшей степени подвержены флорентийскому синдрому;
  • население Италии имеет иммунитет к психическому расстройству, так как проживает в данной культурной среде с самого детства;
  • наибольшую вероятность заболеть синдромом имеют одинокие, сентиментальные лица с высшим образованием (преимущественно религиозным, культурным, филологическим), преимущественно женщины.

Итак, почему же синдром получил именно такое эпонимическое название? Анри Стендаль по своей природе был глубокой и эмоционально-переживающей личностью. Однажды французский писатель посетил флорентийскую базилику Санта-Кроче и был переполнен чувствами от многочисленных фресок, скульптур и гробниц гениев Ренессанса. Стендаля настолько поразила сила искусства, что он чуть не потерял сознание. Весь спектр своих ощущений писатель изложил в книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Рима в Реджио».

У данного психического расстройства существует ещё одно название – флорентийский синдром, так как уже упоминалось выше, чаще всего симптомы расстройства появляются в культурно-исторических местах Флоренции.

После многолетних исследований учёные выделили основные симптомы флорентийского расстройства:

  • головокружение;
  • учащение сердцебиения и пульса;
  • предобморочное состояние;
  • ощущение нехватки воздуха, тяжёлое дыхание;
  • тошнота;
  • дереализация;
  • деперсонализация (реже);
  • галлюцинации;
  • бредовые состояния;
  • эйфория;
  • истерия (редко);
  • повышение уровня тревожности;
  • приступы паники;
  • агрессия;
  • потеря сознания;
  • нарушение памяти.

Зачастую приступ начинается при проведении определённого времени в местах, где собрано большое количество культурных и художественных достопримечательностей, например, в музеях, картинных галереях, выставках. Человек настолько внедряется в мир искусства, что как будто попадает внутрь картины, или начинает чувствовать себя великим скульптором давнего времени. Психосоматические изменения при синдроме Стендаля на начальных стадиях приступа всегда сопровождаются учащённым сердцебиением, головокружением и лёгкими проявлениями дереализации. Далее поведение каждого человека носит индивидуальный характер, кто-то начинает петь песни и кружиться в танце прямо посреди музея, а у кого-то возникает непреодолимое желание разрушить скульптуру или другой памятник культуры. Как правило, такое странное явление носит временный характер и исчезает по мере удаления человека из провоцирующей среды, в нашем случае – из музея, галереи и пр. Во всех культурно-исторических местах Флоренции действуют специально-обученные охранники, которые с лёгкостью могут распознать первые признаки синдрома Стендаля.

Флорентийский синдром может протекать в двух видах:

При кратковременных приступах, возникающих исключительно в культурных местах, достаточно просто покинуть помещение с историческими памятниками (картинами, скульптурами). Состояние забвения обычно проходит, как только человек вдохнул свежий воздух и сменил место локации.

Однако бывают случаи, когда приступ переходит в аффективно-шоковую реакцию с затяжным характером и требует немедленной госпитализации. Иногда в состоянии аффекта люди становятся социально-опасными или же могут лишить себя жизни.

Флорентийскому синдрому наиболее подвержены люди:

  • в возрасте отлет, преимущественно женщины;
  • с высоким уровнем интеллекта;
  • с ярким воображением, чрезмерной эмоциональностью и впечатлительностью;
  • с высшим культурным, религиозным образованием;
  • с тревожными, застревающими чертами характера;
  • мнительные, параноидальные личности.

На сегодняшний день не существует однозначных причин появления синдрома Стендаля, однако, существуют некоторые научные предположения. Среди основных гипотетических причин возникновения данного психического расстройства выделяют:

  • Большое скопление шедевральных памятников культуры;
  • Впечатлительность и эмотивность туристов.

Лечение синдрома Стендаля

Легкие стадии расстройства, как правило, не требуют специализированного лечения, достаточно просто на время изолировать человека от провоцирующих факторов. В некоторых случаях возможно употребление легких седативных и снотворных средств.

Так как клиническая картина флорентийского синдрома сходна с аффективно-шоковой реакцией в качестве медикаментозной терапии широко применяются нейролептики и транквилизаторы.

Довольно эффективной является психотерапия:

Когнитивно-поведенческая психотерапия флорентийского синдрома направлена на осознание неадекватного и спонтанного поведения в стрессовой атмосфере, поиск вероятных причин и выработку индивидуальных защитных механизмов. Тренер проводит разнообразные психологические тренинги на тему контроля эмоциональных состояний, снижения уровня тревожности и агрессии.

Рациональный психотерапевтический подход синдрома основывается на анализе, критической оценке своего состояния. Приём убеждения направлен на выработку объективных реакций на действие стрессового фактора. Данный психотерапевтический метод эффективно работает в комплексе с гипнозом.

Источник: http://onevroze.ru/prichiny-vozniknoveniya-sindroma-stendalya-i-osnovnye-simptomy-metody-terapii-zabolevaniya.html

LiveInternetLiveInternet

-Музыка

-Рубрики

  • МУЗЫКА (633)
  • классика (364)
  • скрипка (254)
  • Популярная (187)
  • оркестровая (151)
  • ретро (50)
  • Дэвид Гарретт (41)
  • виолончель (41)
  • ЖЗЛ (33)
  • фортепиано (26)
  • еврейская (17)
  • Вокал (16)
  • ДЖАЗ (15)
  • саксофон (14)
  • Романсы (12)
  • хоровое пение (9)
  • Орган (8)
  • гитара (7)
  • шансон (7)
  • аккордеон (7)
  • гобой (3)
  • кларнет (3)
  • труба (2)
  • Дудук (1)
  • фагот (1)
  • ВИДЕО (543)
  • ЖИВОПИСЬ (156)
  • акварель (39)
  • рисунок (29)
  • графика (25)
  • пейзаж (16)
  • сюрреализм (11)
  • масло (9)
  • портрет (8)
  • Анимация (6)
  • Иконопись (4)
  • Импрессионизм (2)
  • АУДИО (140)
  • ПОЭЗИЯ (121)
  • ФОТОГРАФИИ (100)
  • ЖЗЛ (95)
  • ЛИТЕРАТУРА (60)
  • ПРИРОДА,ЖИВОТНЫЕ (42)
  • Лошади (6)
  • Птицы (4)
  • собаки,кошки (3)
  • КИНО (38)
  • документальное (19)
  • художественные (17)
  • Мультфильм (4)
  • ИСКУССТВО (27)
  • Музеи (10)
  • Архитектура (1)
  • ИСТОРИЯ (25)
  • История Руси (12)
  • БАЛЕТ (23)
  • ФЛЭШМОБ (22)
  • ТЕАТР (22)
  • Видео (14)
  • Музыканты шутят (19)
  • Юмор (15)
  • РЕЛИГИЯ (10)
  • Путешествия (5)
  • Оперетта (0)

-Поиск по дневнику

-Подписка по e-mail

-Постоянные читатели

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Флорентийский синдром\ синдром Стендаля\.

Есть в ней рассказы о том, как автор едва не лишился чувств после посещения церкви Санта-Кроче во Флоренции, и вдруг ощутив свою незначительность перед бессмертными творениями.

Флоренция. Церковь Санта Кроче.

Грациэлла Магерини – писатель, психотерапевт, крупнейший специалист в области психологии искусства и ауксологии, президент ассоциации «Искусство и психология».

Наиболее известная книга Грациеллы Магерини – «Синдром Стендаля», выдержавшая два переиздания. Выражение «Синдром Стендаля», предложенное Г. Магерини, вошло в повседневную речь как термин, который обозначает психологический дискомфорт человека, спровоцированный произведением искусства.

«Рождение Венеры» Боттичелли, 1485 г

Караваджо «Обращение Савла».

— Он провел во Флоренции много дней. Он посетил Санта-Кроче, Дуомо и, конечно, Уффици. В один из последних дней своего визита он отправился в собор Санта-Мария дель Кармине полюбоваться фресками Мазаччо.

Сначала он почувствовал легкое недомогание, а потом понял, что вот-вот упадет в обморок. Юноша из последних сил вышел из церкви и осел прямо на церковных ступеньках. Когда он попал ко мне, он не разговаривал, а первые связанные предложения начал произносить лишь спустя несколько месяцев регулярных сеансов психотерапии. Он, как оказалось, потерял ощущение самоидентичности, ощутил себя разобранным на куски» .

До «клиники» все же доходит редко: так, за последние 10 лет практики Грациеллой Магерини было зафиксировано немногим более ста случаев. К чему же тогда шум-гам? Происходившее с людьми можно списать и на вялотекущую шизофрению, и на гипертонический криз, и на элементарный перегрев на солнце.

Но дело в том, что именно синдром Стендаля считают причиной большинства случаев вандализма, когда одержимые люди пытались уничтожить шедевры живописи. Достаточно вспомнить неоднократные покушения на «Джоконду» Леонардо да Винчи. Это и заставило ученых докапываться до глубинных причин синдрома.

В одном из музеев Флоренции — Палаццо Медичи-Риккарди — этим летом проводился занятный эксперимент. Специальное оборудование считывало физиологические данные посетителей экспозиции — температуру тела, пульс, частоту дыхания. Предполагалось, что это исследование поможет вычислить процент людей, подверженных синдрому Стендаля. Увы, результаты исследования свет так и не увидели — то ли датчики дали сбой, то ли эксперимент оказался рекламной акцией. Прозвучала и другая версия — по концентрации знаменитых полотен Палаццо уступает другим флорентийским «очагам культуры». Проще говоря, до синдрома Стендаля недотянули.

Пьета Сандро Боттичелли.

— Символы формируют блоки мыслей, с помощью которых начинается процесс мышления. Это можно объяснить на примере ребенка, который только учится превращать эмоции в связную речь. Когда трансформации эмоции в мысль не происходит, возникают психологические проблемы» .

Получается, что мозг, получив передозировку прекрасного, иногда не в состоянии переработать все эмоции — отсюда и нервозность, и переутомление. И все же оспаривать тот факт, что одни полотна действуют на человека сильнее, а другие слабее, не приходится. Иначе чем объяснить, что актам вандализма чаще подвергаются творения художников Ренессанса или эпохи барокко? На этот счет есть своя теория.

— Если сделать фотографию с картины и увеличить ее раз в двадцать, то можно разглядеть микромазки. Наше сознание их уловить не в состоянии, а вот на подсознание они могут воздействовать».

По одной из версий в каждом из полотен может быть спрятан аналог 25-го кадра, тайно навязывая человеку определенное состояние. Какое сообщение, какой сигнал для нашего подсознания он может нести? По словам Бориса Сапунова, сегодня графологическая экспертиза может рассказать о художнике по мазкам так же, как о любом человеке по почерку. Эксперт полагает, что если авторы картин находились в нервозном состоянии, то спустя века это настроение через подсознание передается особо чувствительному зрителю.

Винсент Ван Гог. Звездная ночь, 1889.

— в составе краски, цветах, символах, новых способах передачи эмоций».

Источник: http://www.liveinternet.ru/users//post

Синдром Стендаля

Синдром Стендаля был назван в честь Мари-Анри Бейля (23 января 1783 — 23 марта 1842), известного под псевдонимом Стендаль.

Синдро́м Стенда́ля — психическое расстройство, характеризующееся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями. Данная симптоматика проявляется, когда человек находится под воздействием произведений изобразительного искусства, поэтому нередко синдром возникает в месте их сосредоточения — музеях, картинных галереях. Симптомы могут вызвать не только предметы искусства, но и чрезмерная красота природы: природных явлений, животных, невероятно красивых людей.

Содержание

Происхождение [ | ]

Синдром получил название по имени французского писателя XIX века Стендаля, описавшего в книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» свои ощущения во время визита в 1817 году во Флоренцию:

Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…

Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей [1] .

Симптомы [ | ]

Несмотря на множество описаний приступов у людей, посещавших флорентийскую галерею Уффици, синдром был описан только в 1979 году итальянским психиатром , которая исследовала и описала свыше 100 одинаковых случаев среди туристов во Флоренции [2] . В одноимённой книге [3] она классифицировала случаи болезни по их происхождению:

  • туристы из Северной Америки и Азии не подвержены этому синдрому, поскольку это не связано с их культурой;
  • туристы-итальянцы тоже имеют иммунитет, поскольку такая атмосфера естественна для них;
  • среди прочих туристов, наиболее подвержены ему одинокие люди с классическим или религиозным образованием, вне зависимости от их половой принадлежности.

Впервые диагноз был поставлен в 1982 году.

Чаще всего кризис наступает во время визита в один из 50 музеев Флоренции, колыбели Ренессанса. Внезапно посетитель оказывается поражён глубиной чувств, которые художник вложил в своё произведение. При этом он необычайно остро воспринимает все эмоции, как бы переносясь в пространство изображения. Реакции жертв синдрома различны, вплоть до истерии или попыток разрушить картину. Несмотря на относительную редкость синдрома, охранников флорентийских музеев учат, как вести себя с жертвами этого синдрома.

Термин часто используется для описания реакции слушателей на музыку периода романтизма.

Источник: http://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8F

Синдром Стендаля

Синдром Стендаля — это психосоматическое расстройство, которое порождается созерцанием прекрасного, особенно когда-то находится в слишком большом количестве. Прекрасные виды старинного города, природная красота зеленых полей, предметов искусства — все это может стать причиной того, что у человека сильно учащается пульс, начинается головокружение и галлюцинации. Симптомы могут вызвать не только предметы искусства, но и чрезмерная красота природы: природных явлений, животных, невероятно красивых мужчин или женщин.

Происхождение

Синдром получил название по имени французского писателя XIX века Стендаля, описавшего в книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» свои ощущения во время визита в 1817 году во Флоренцию:

Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…

Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей Синдром Стендаля

Симптомы

Несмотря на множество описаний приступов у людей, посещавших флорентийскую галерею Уффици, синдром был описан только в 1979 году итальянским психиатром Грациэллой Магерини, которая исследовала и описала свыше 100 одинаковых случаев среди туристов во Флоренции. В одноименной книге Auxologia: Graziella Magherini: La Sindrome di Stendhal (книга) она классифицировала случаи болезни по их происхождению:

  • туристы из Северной Америки и Азии не подвержены этому синдрому, поскольку это не связано с их культурой
  • итальянские туристы также имеют иммунитет, поскольку находятся в этой атмосфере с самого рождения
  • среди остальных туристов, наиболее подвержены ему одинокие люди с классическим или религиозным образованием, вне зависимости от их половой принадлежности.

Впервые диагноз был поставлен в 1982 году.

Чаще всего кризис наступает во время визита в один из 50 музеев Флоренции, колыбели Ренессанса. Внезапно посетитель оказывается поражен глубиной чувств, которые художник вложил в свое произведение. При этом он необычайно остро воспринимает все эмоции, как бы переносясь в пространство изображения. Реакции жертв синдрома различны, вплоть до истерии или попыток разрушить картину. Несмотря на относительную редкость синдрома, охранников музеев Флоренции учат, как вести себя с жертвами синдрома.

Термин часто используется для описания реакции слушателей на музыку периода романтизма.

Источник: http://medviki.com/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%BC_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8F

Синдром Стендаля

Синдро́м Стенда́ля — психосоматическое расстройство, характеризующееся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями. Данная симптоматика проявляется, когда человек находится под воздействием произведений искусства, поэтому нередко синдром возникает в месте их сосредоточения — музеях, картинных галереях. Симптомы могут вызвать не только предметы искусства, но и чрезмерная красота природы: природных явлений, животных, невероятно красивых мужчин или женщин.

Содержание

Происхождение

Синдром получил название по имени французского писателя XIX века Стендаля, описавшего в книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» свои ощущения во время визита в 1817 году во Флоренцию:

Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…

Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей [1]

Симптомы

Несмотря на множество описаний приступов у людей, посещавших флорентийскую галерею Уффици, синдром был описан только в 1979 году итальянским психиатром Грациэллой Магерини, которая исследовала и описала свыше 100 одинаковых случаев среди туристов во Флоренции. В одноименной книге [2] она классифицировала случаи болезни по их происхождению:

  • туристы из Северной Америки и Азии не подвержены этому синдрому, поскольку это не связано с их культурой
  • итальянские туристы также имеют иммунитет, поскольку находятся в этой атмосфере с самого рождения
  • среди остальных туристов, наиболее подвержены ему одинокие люди с классическим или религиозным образованием, вне зависимости от их половой принадлежности.

Впервые диагноз был поставлен в 1982 году.

Чаще всего кризис наступает во время визита в один из 50 музеев Флоренции, колыбели Ренессанса. Внезапно посетитель оказывается поражен глубиной чувств, которые художник вложил в свое произведение. При этом он необычайно остро воспринимает все эмоции, как бы переносясь в пространство изображения. Реакции жертв синдрома различны, вплоть до истерии или попыток разрушить картину. Несмотря на относительную редкость синдрома, охранников музеев Флоренции учат, как вести себя с жертвами синдрома.

Термин часто используется для описания реакции слушателей на музыку периода романтизма.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Определение от Word Spy definition   (англ.)
  • Парижский синдром Strannoe.Info

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Синдром Стендаля» в других словарях:

Синдром Стендаля (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Синдром Стендаля. Синдром Стендаля Sindrome di Stendhal, La Жанр … Википедия

Синдром Стендаля (значения) — Синдром Стендаля: Синдром Стендаля психосоматическое расстройство, характеризующееся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями Синдром Стендаля триллер итальянского режиссёра Дарио Ардженто по роману итальянского психиатра Грациэллы… … Википедия

синдром — а, м. syndrome m. Комплекс симптомов, характерных для какого л. заболевания. БАС 1. Доктор долго нащупывал пульс, измерил давление, сделал разом два укола и назвал мне по имени мой недуг синдром Стендаля , и объяснил, что именно знаменитый… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Иерусалимский синдром — Иерусалимский синдром  относительно редкое психическое расстройство, вид мании величия, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами и как … Википедия

Парижский синдром — (фр. Syndrome de Paris, яп. パリ症候群, Пари секогун) психическое расстройство у туристов в основном у японских посещающих Францию. Был выявлен в 1986 году японским психиатром Хироаки Ота, работающим во Франции.[1] По природе близок к синдрому… … Википедия

Как искусство может повлиять на психику: специфические «синдромы» — Итальянские исследователи обнаружили, что любование великими произведениями искусства может вызвать сильное, порой непреодолимое желание их уничтожить. Флорентийские психиатры уже давно обратили внимание на особое состояние некоторых иностранных… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Дарио Ардженто — Dario Argento Дарио Ардженто на Брюссельском международном фестивале фантастических фильмов в 2007 году Дата рождения: 7 сентябр … Википедия

Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Синдром Стендаля, Юрий Цветков. В книгу современного поэта вошли стихотворения, отразившие разные этапы жизненного и художественного опыта. ISBN:0-1… ПодробнееКупить за 176 грн (только Украина)
  • Синдром Стендаля, Юрий Цветков. В книгу современного поэта вошли стихотворения, отразившие разные этапы жизненного и художественного опыта… ПодробнееКупить за 112 руб

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/437995

Эффект Стендаля или эхо искусства

Александр Данилин о пользе синдрома Стендаля. О том, каким образом искусство находит резонанс в человеческой душе и почему это важно развивать.

А.Г не считает синдром Стендаля психическим расстройством, а считает как эффект от непонимания внутренних незнакомых ощущений подлинного действия искусства.

Комментарии к записи (25)

Интересно, что доктор использует шаманские способы приведения в особое состояние сознания.

Выдувание — это стихия воздуха. Мне обычно ближе бубен. Бубен вводит в транс, связанный с определенным ритмом

Но в этом видео очень хорошо сработала визуализация: появился образ длинноволосой девушки, стоящей на ветру.

кстати то же интересная тема

я правда сомневаюсь что у вас есть бубен

«ради красного словца не пожалеем и отца»

интересно можно ли совместить практики

молитва и бубен

я ещё раз могу сказать что Иисус мне кажется некоторым религиозным качеством

и разговоры с АГД мне это косвенно подтвердили

например последний разговор в топике

на семинаре -когда на критику культа какого нибудь атрибута бога-мы не нашли такого у Христа

А ВОТ НАСЧЁТ СЛУЖБ У МЕНЯ СОМНЕНИЯ НЕКОТОРЫЕ

во первых они на старославянском -не понятны

христианство дробится по службам и давно

существуют этносы вполне существующие в мире -как то не плохо интегрироваться

существует ряд героев России которые очевидно являются мифами-христианами но не святыми

сам этнос России -русскоязычный мир -включает в себя много религий

но он при этом существует

-давайте ка я вопросик доктору перекину

так что службы церкви

это как сохранение библии

ни одна запятая там не может быть изменена -пусть держат

а вот личный контакт основанный на этом

мне кажется зависит от свободы

Иисус — это высочайшие вибрации (простите мне это слово, но именно так я ощущаю состояния при молитве Иисусу… тому Иисусу, который есть Путь и Истина…)

То, на что настраивает бубен — это вибрации «нижнего мира», активизирующее инстинкты.

Доктор в видео ролике предложил вибрации уровня анахаты и вишудхи — творческого уровня.

Молитва Иисусу — это совершенно иной уровень. иное качество.

как я понимаю это несравнимые вещи… это как балет и бокс.

Но человек в себе может объединять все эти уровни. в зависимости от того, какого волка человек кормит (этот образ из притчи — http://mirpozitiva.ru/pozitiv/pritchi/pritchi29.html), какой-то из уровней проявляется в нем ярче всего.

Церковные ритуалы полны символизма. Поэтому соглашусь с Вами, что не стоит менять ни точку, ни запятую в них.

Свобода — в человеке… свобода и сила. И притча об Иове как раз об этом. О том, что человек может позволить себе многое. он свободен в своих проявлениях..

но нужна Вера. как стержень Души — иначе, без стержня, происходит её распад

Высочайшие вибрации — прекрасные слова… Давно-о, в школе хотелось узнать — «А, что это за мурашки, что так часто бегают по мне?» Но у кого узнать? У учительницы анатомии? Не стала спрашивать. И вот в романе «Пётр-I»: Алексашка бежал со знаменем, а у Петра от восхищения мурашки по спине.

Может быть в школе нужны уроки психологии? Или обществу нужно, чтобы думающих было немного? Не пересолить…

просьба к администрации убрать флуд со страницы

проблема…флуд конечно плохо но проблема сн в отсутствии диалога

если бы был диалог то и флуд был бы не уместен -и не заметен -правильнее не удобен самому флудящему

крыгл, я не по поводу вашего сообщения.

Ваше сообщение, как раз, я считаю нужное.

Как корабль назовешь, так он и поплывет.

Не хочется превращать страничку в балаган.

я расширил мысль

щас перенесу на форум

У Вас подмена. Диалог болтовне не товарищ.

Диалог прекращается, когда участники говорят не о теме диалога, а переходят на личности.

И, конечно, приятно, что вдохновил Вас на создание темы.

Только бы Вы еще грамотно писали. Совсем хорошо бы было.

может дать эхо -по ролику

как теперь получилось

какой же это диалог?

Диалог был бы уместным, если бы говорили по теме. Где здесь тема?

Покажите мне её! 🙂

покрайней мере пытался сформулировть

что вы думаете о произведении стендаля «красное и чёрное » в разрезе описанного доктором эффекта «спонтанность и ограничение»

и таких наверное много можно вычленить…

но в чём то вы конечно правы

то есть мы ведём себя так как описано доктором

«надвинули на себя его лекцию»

дальше теоретически мы должны сравнивать эти реакции

что бы получить нечто объективное

было бы интересно вести диалог с самим Доком.

объективность наших мнений будет оносительна.

И потом, даже наше собственное мнение при гибком подходе обкатывается в течении жизни: в разных ситуациях — разное прочтение. 🙂

эта реплика сергея на самом деле чрезвычайно показательна

и часто встречается на форуме сн

и самое главное очень подходит к темам затронутым доктором

раковина самости -но вторая проекция этой раковины кумирство

там где я провоцирую свою раковину на другого человека

доктор говорит о диалогах платона….

что сн разобрало диалог платона или встречаются диалоги?

а ведь именно это и необходимо первым делом разберать

вы говорите о зеркале-эхе

но выражение в словах этого эхо есть первый этап диалога

дальше то должно идти обсуждение

дальше идёт разговор о счастье-как форме понимания

но именно диалог для это и служит

только здесь происходит не понимание индивидуальное -а понимание понятия похожее наверное у многих

диалог «лисид «вспоминается -но я мало платона читал

искать мысль то же форма диалога

дальше доктор говорит о диалектики на 21 минуте

если вернуться к эффекту стендаля -именно так и называется его наиболее распространённый роман «красное и чёрное»

то есть мы ы могли уйти от болезни стендаля к его анализу этой болезни

потому что лекция то хорошая

интуитивно доктор схватывает очень много правильных и интересных вещей

только движения от них не выходит .

«спонтанность и ограниченность «»выдержка и решительность »

это опять индивидульная характеристика действий

без диалога вообще мало что понятно

какое стихотворение пушкина имеется ввиду?желание или желание славы

какой флуд вы хотите стирать?

темы тренинга -обсуждений нет -то же флуд

а ролик конечно шикарный

Флуд, флуууд… Не всё то флуд, что флудом кажется на первый взгляд.

понятно, что вы намекали на то, что крыгл сам своего не создает, а пасется на лекциях АГД.

Но я так не считаю.

Хоть колбаса чужая, а отрыжка у крыгла интересная.

Я по-прежнему считаю, что к синдрому Стендаля эти «диалоги» отношения не имеют и поэтому их надо убрать.

Вы пьёте только стерильную воду? Как знать, что нужно, а что нет…

я пью ту, воду, которая не повредит моему здоровью 🙂

а вы, милая, что-то раздухарились здесь

посылать реплику во внешний надо умеючи.

Человек никогда полностью не уверен в своём умении. Значит, надо молчать? Пусть говорит один Док? А мы будем только внимать?

Прыгал Крыгл в том лесу

Ел чужую колбасу.

Ура. Я и надеялась, что Крыгл не обидится. Я и посылала эту дурацкую рифмовку, чтоб прочитать новые комменты. Ну, да, спровоцировать… Эффект синдрома Стендаля — посылая мысль во внутренний мир, получаешь ЭХО, а посылая реплику во внешний мир, получаешь интересные комменты и оскорбление чувст верующих.

эффект синдрома стендаля было назвать ….а то звучит как разбор «красное и чёрное»

Добавить комментарий Отменить ответ

Как помочь проекту

1) Денежная помощь, вещь значимая. Проблемы с хранением больших объемов передач требуют ежемесячных расходов. Нам требуется оборудование для съемок и тренингов, а люди мы все семейные. очень редко позволяем себе что-то приобрести.

2) Руки. Если у вас есть желание помочь набрать аудио передачу или какое-то видео в текст, это здорово: Подробнее

3) Если у вас есть какие то секретные предложения, то можете писать их на почту администрации : alexandr@serebniti.ru

Источник: http://serebniti.ru/2016/08/sindrom-stendalya/

Флорентийский синдром — что это?

Итальянские ученые обнаружили, что подобные расстройства описаны еще Стендалем в его записках о путешествиях по прекрасной Италии, и по предложению Магерини данный психический дискомфорт получил название «синдром Стендаля» . Причиной возникновения синдрома, по мнению психиатра, является перенасыщенность Флоренции историческими архитектурными памятниками и также.. . присутствие в знаменитых произведениях искусства агрессии (оказывается, волосы Венеры кому-то напоминают змей и когти хищников) , либо, как в картинах Караваджо и в «Давиде» , – двойная сексуальность, на которую откликается подсознание определенных зрителей. После госпитализации и кратковременного пребывания туристов в больнице «Санта Мария Нуова» , где психоаналитики дают больным вволю выговориться (например, молодой американец рассказал, как однажды подвергся насилию со стороны своего преподавателя) , «симптомы Стендаля» исчезают.

Выступление Магерини, сопровождаемое показом на экране видов Флоренции и перечисленных произведений искусства, вызвало живой интерес у присутствующих. Итальянскому психиатру задали множество вопросов, в том числе такой: известны ли проявления «синдрома Стендаля» в других городах мира, в том числе в Петербурге? На что Грациелла ответила, что ей об этом пока ничего неизвестно.

А вот я невольно вспомнила случай, которому недавно сама была свидетельницей. Я ехала по Невскому в троллейбусе, рядом со мной на задней площадке стояло несколько иностранцев, судя по говору, итальянцев. Они оживленно обсуждали вид из окна. В это время в районе площади Александра Невского в троллейбус вошел человек, судя по внешности, «без определенного места жительства» . Он был грязен, лохмат, с плоским разбитым носом и огромным синяком под заплывшим глазом. Постоянно почесываясь, он стал с интересом прислушиваться к говору иностранцев. Один из них взглянул на пришельца и тут же, прямо на глазах, стал проявлять признаки, очень напоминающие «синдром Стендаля» : подобно девушке Марте, он побледнел и, теряя сознание, начал падать. Товарищи подхватили его и вывели на ближайшей остановке.. .

Источник: http://otvet.mail.ru/question/

Синдром Стендаля, или великая сила искусства

Приходилось ли вам когда-либо испытывать на себе силу искусства? Выразительные образы на картинах, прекрасная музыка, виртуозное пение – вызывали ли они у вас восторг, резкий подъём настроения, смятение мыслей или внезапное желание совершить что-то прекрасное и возвышенное или, напротив, – ужасное и разрушительное? Если да – то вы, возможно, стали жертвой синдрома Стендаля!

Этот синдром впервые был описан итальянским психиатром Грациэллой Магерини (Graziella Magherini) в 1979 году и назван в честь французского писателя Анри Мари Бейля, более известного под псевдонимом Стендаль. После посещения Италии Стендаль на основе своего путевого дневника издал книгу «Рим, Неаполь и Флоренция» («Rome, Naples et Florence», 1818). В ней он подробно описал необычные эмоции и ощущения, которые вызывали у него шедевры живописи в храмах Флоренции (поэтому синдром также называют флорентийским).

22 января 1817 года после визита в церковь Святого Креста (Santa Croce) во Флоренции, где похоронены многие итальянские художники, писатели и ученые эпохи Возрождения, Стендаль записал в своем дневнике: «Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего всё стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей. Волнение мое было так велико, что граничило с благоговением. Религиозный сумрак этой церкви, ее простая деревянная крыша, ее незаконченный фасад — все это так много говорит в моей душе. Ах, если бы я мог забыть. »

…Я был уже охвачен некой восторженностью при мысли, что нахожусь во Флоренции, в соседстве с великими людьми, чьи гробницы только что увидел. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее. Я достиг той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть.

Записи Стендаля в дневнике, сделанные во время путешествия по Италии

История синдрома Стендаля

Похожие переживания и связанные с ними кратковременные нарушения психики описывались разными авторами на протяжении последних двух-трёх столетий. В наши дни синдром Стендаля чаще всего испытывают туристы после знакомства с культурным наследием эпохи Возрождения. Причина кроется, вероятно, в необычайно высокой концентрации величайших произведений классического искусства, сосредоточенных в Италии – колыбели Ренессанса. Возможно, поэтому синдром Стендаля был описан именно во Флоренции, где собрано огромное количество шедевров.

Путешественники, попавшие под воздействие этого синдрома, как правило, привлекают внимание окружающих своим не вполне обычным поведением: они застывают среди флорентийских древностей с блаженным и отрешённым выражением лица или носятся меж дворцов и музеев с радостными безумными воплями. Бывают случаи, когда пораженный этим расстройством человек может представлять опасность для себя или окружающих. Например, синдром Стендаля считают причиной нескольких актов вандализма, когда туристы пытались разрушить или повредить произведение искусства. Дело дошло до того, что смотрителей музеев специально обучают вычислять больных в толпе по внешнему виду и принимать меры к их обезвреживанию.

Первооткрыватель синдрома Стендаля — Грациэлла Магерини — в настоящее время писатель, психотерапевт, крупный специалист в области психологии искусства, президент ассоциации «Искусство и психология», много лет работала главным врачом отделения психического здоровья больницы Санта Мария Нуова (Santa Maria Nuova) во Флоренции. Книга профессора Магерини «Синдром Стендаля» (Sindrome di Stendhal) была впервые опубликована в 1989 году и с тех пор не раз переиздавалась. Она основана на ее наблюдениях за иностранными туристами, у которых после ознакомления с культурным наследием города наступало необъяснимое острое расстройство психики, приводившее к госпитализации. Доктор Магерини проанализировала около 100 подобных случаев за более чем 10 лет и, сопоставив данные историй болезни с записями в дневнике Стендаля, назвала синдром именем писателя.

Клиническая картина синдрома

Название «синдром Стендаля» вошло в лексику психиатров, психологов и культуроведов как термин, который обозначает комплекс психических и соматовегетативных нарушений, связанных с острым и глубоким потрясением, спровоцированным произведениями искусства.

Состояние туристов, ставших жертвой синдрома, зачастую требовало госпитализации и неотложной психиатрической помощи из-за явной неадекватности поведения, двигательного возбуждения или, напротив, – выраженной заторможенности, дезориентации, затрудненного контакта вкупе с симптомами физического неблагополучия.

Согласно наблюдениям Магерини, расстройство длится от нескольких часов до восьми дней. Нарушается восприятие реальности, описываемое больными как ощущение неестественности или отчужденности от мира (дереализация), реже изменяется самовосприятие (деперсонализация). Некоторые пациенты описывают чувство сопричастности к увиденному, «попадания внутрь картины». Возможны изменения восприятия звуков и цвета, иногда зрительные галлюцинации и даже бред преследования. Эти расстройства, как правило, сопровождаются беспокойством или тревогой, бурными эмоциональными реакциями: резким подъёмом настроения вплоть до эйфории или, напротив, – аффектом страха, ужаса, отчаяния, гнева.

Среди соматовегетативных симптомов – учащенное сердцебиение, скачки артериального давления, боль в грудной клетке или животе, слабость, головокружение, тошнота, потливость.

Научного объяснения существования синдрома, описанного Магерини, до сих пор не получено, а все существующие гипотезы основаны на предположении о влиянии следующих факторов:

* длительный период вынашивания идеи путешествия;

* индивидуальный характер путешествия;

* первое в жизни «столкновение» с великими произведениями искусства;

* яркое и подвижное воображение, повышенная эмотивность (чувствительность, при которой эмоциональные реакции наступают быстро, достигают большой силы и нередко оказываются чрезмерно продолжительными);

* высокий уровень культуры и образования, классический или религиозный характер последнего;

* относительно молодой возраст (25–40 лет); также отмечено, что у женщин синдром Стендаля возникает чаще, чем у мужчин;

* соотнесение внешних культурных объектов со структурами внутреннего мира самого субъекта.

Важнейшим фактором для проявления синдрома Стендаля является восприятие объекта (произведения искусства) как безусловной эстетической, моральной или исторической ценности. Таким образом, объекту оказывается безоговорочное доверие и готовность пустить его во внутренний мир субъекта-наблюдателя.

Интересно, что туристы из Северной Америки и Азии практически не подвержены этому синдрому, очевидно, потому, что увиденное зрелище не связано с их культурой. Также «иммунитет» имеет большинство итальянских туристов, поскольку они знакомы с местной «атмосферой» с самого рождения и потому воспринимают увиденное спокойнее.

С точки зрения патогенеза и клиники, у синдрома Стендаля есть «близкие родственники».

Парижскому синдрому в основном подвержены восприимчивые японцы, испытывающие жестокое разочарование, приезжая в столицу Франции. Увидев грязные улицы и неприветливых, по японским меркам, французов, некоторые туристы впадают в острое бредовое состояние и испытывают чувство преследования, дереализацию, деперсонализацию и другие проявления психического расстройства.

Иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстройство, вид мании величия, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами.

Суть проблемы

К какому же разделу современной классификации психических заболеваний можно отнести синдром Стендаля? Дело в том, что он относится к синдромам-эпонимам, когда какой-нибудь симптом или синдром называется именем автора, впервые его описавшего, либо сам автор дает название в честь какого-либо яркого персонажа, в том числе литературного и мифического (синдром Ван Гога, синдром Инкуба). Однако, за небольшим исключением, места таким названиям в Международной классификации болезней не нашлось. А классифицировать синдром необходимо, чтобы определиться с тактикой ведения пациентов, их лечением и профилактикой подобных проблем в будущем.

Наиболее распространено мнение, что синдром Стендаля относится к психосоматическим расстройствам. Однако мне это представляется сомнительным, поскольку в нашем случае нарушения со стороны внутренних органов (соматические) не играют заметной роли в патогенезе и картине расстройства. Также невозможно принять на веру суждение о флорентийском синдроме как о разновидности панических атак, возникающих при посещении музеев и исторических памятников. Панические атаки чаще возникают неожиданно, без связи с внешними обстоятельствами; сопровождаются тревогой, сильным беспричинным страхом – удушья, сумасшествия, немедленной смерти, и заканчиваются столь же резко уже через несколько минут. Они не оказывают заметного влияния на двигательную активность больного, хотя и сопровождаются массивными вегетативными нарушениями. После окончания атаки быстро формируются различные невротические расстройства, фобии, на фоне которых приступы паники могут возникать вновь и вновь. Всего этого при флорентийском синдроме мы не наблюдаем.

Мне кажется, что феномен синдрома Стендаля отлично укладывается в картину психогенного (реактивного) психоза, а точнее – является острой реакцией на стресс (аффективно-шоковой реакцией).

Аффективно-шоковая реакция – это тяжелое транзиторное расстройство психики, которое развивается у лиц без видимой психической патологии в ответ на исключительный физический и психологический стресс и обычно проходит в течение часов или дней. Оно проявляется (целиком или преимущественно) в неадекватном отражении реального мира с нарушением поведения, изменением различных сторон психической деятельности с возникновением не свойственных нормальной психике явлений (бред, галлюцинации). Также для этой реакции характерны выраженные двигательные и вегетативные расстройства.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Перевод на русский язык под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина, Киев, 2005.

В качестве реализующих стрессовых факторов аффективно-шоковой реакции чаще всего выступают ситуации, опасные для жизни или благополучия. Внезапная утрата близкого человека, тяжелые конфликты с близкими людьми, резкая смена образа жизни – всё это может привести к подобным расстройствам.

В нашем случае стрессом является визуальный контакт уязвимой в силу различных причин личности с субъективно чрезмерно значимым для нее объектом искусства.

Психогенным психозам свойственны большая по сравнению с неврозами острота, изменчивость и тяжесть симптоматики, выраженные психомоторные и эмоциональные расстройства, бред, галлюцинации, грубые истерические нарушения (по большей части с явлениями расстроенного сознания). Развитие психогенного психоза влечет за собой временную утрату способности критической оценки собственного состояния, контроля над поступками, адаптации к сложившейся ситуации. К счастью, эти расстройства непродолжительны: через несколько часов или дней от них не остается и следа, а память о самых острых и тяжелых состояниях, как правило, не сохраняется. Зачастую человек продолжает жить нормальной жизнью и никогда больше не испытывает ничего подобного.

Лично мне за 12 лет практики не довелось столкнуться с синдромом Стендаля. И немудрено: Саратов – не Флоренция, наш Радищевский музей – не галерея Уффици. Однако могу признаться, что однажды и я соприкоснулся с подобным состоянием «изнутри». Лет 10 назад, оказавшись в Риге, я попал на концерт в церкви святого Петра. Под аккомпанемент органа пела молодая оперная певица. Гармония и красота внутреннего убранства собора, могучие звуки органа, прекрасный голос, отраженный древними сводами, – всё это вызывало потрясающе сильные эмоции на грани эйфории. Звуки и образы словно вырастали в нечто большее, что трудно описать словами; возникало чувство полета души, того самого примата духа над плотью, о котором толкуют теологи. Я словно слился с миром, и гармония, полнота этого единения – была совершенной. Позже, покинув собор, я словно летел, окрыленный невиданной силой, жаждой жизни и творчества.

Теперь, вспоминая об этом, я понимаю, что моя реакция на происходящее всё же не вышла из берегов нормы – потрясение сменилось здоровым сном, а наутро прошло бесследно, оставив лишь прекрасные воспоминания и ностальгию.

Лечение и диагностика синдрома Стендаля

Лечение пациентов с синдромом Стендаля предполагает удаление больного из провоцирующих ситуаций, ликвидацию психических и физических перегрузок. Это снижает у пострадавшего уровень эмоционального напряжения, дает ему возможность мобилизовать внутренние ресурсы. Терапия кратковременных, преходящих психогенных реакций может проводиться в амбулаторных условиях. Лечение более тяжелых или затяжных расстройств лучше проводить в психиатрических стационарах.

В лечении острой реакции на стресс применяют нейролептики различных групп, быстро блокирующие чувство тревоги, страха, явления психомоторного возбуждения, вегетативные симптомы. Если используется хлорпромазин или галоперидол, то их в этих случаях обычно вводят внутримышечно. При психозе меньшей интенсивности показано парентеральное введение транквилизаторов (диазепам, хлордиазепоксид). В дальнейшем по мере успокоения больного психотропные средства назначают внутрь. При тяжелых истерических психозах, особенно в тех случаях, когда их клиническая картина усложняется галлюцинаторной симптоматикой (галлюцинации воображения), бредоподобными фантазиями и явлениями ступора, нейролептические средства вводят внутривенно капельно. Наиболее эффективна комбинированная терапия нейролептиками и транквилизаторами бензодиазепинового ряда.

В случаях формирования стойкой постреактивной астении показаны ноотропы: пирацетам — до 2–3 г в сутки; производные гамма-аминомасляной кислоты; пиритинол. Лечение психогенных реакций не завершается купированием психоза. В последующем необходимы общеукрепляющие и реабилитационные мероприятия.

Важная роль в купировании острой фазы реактивного психоза принадлежит психокоррекции. Пациенту оказывается помощь методами внушения и переубеждения. Активно используются также техники когнитивной и рациональной психотерапии, направленные в первую очередь на вербализацию, «проработку» травматических воспоминаний и позволяющие уменьшить аффективное напряжение, структурировать эмоции, активизировать целенаправленную деятельность пациента.

1. Руководство по психиатрии в 2-х томах, под редакцией академика РАМН А.С. Тиганова, Москва, «Медицина», 1999.

2. Детская психиатрия. Учебник под редакцией Э.Г. Эйдемиллера. СПб, 2005.

3. Graziella Magherini, La sindrome di Stendhal. Il malessere del viaggiatore di fronte alla grandezza dell'arte, Ponte alle Grazie, 2003.

4. Лилия Илюшина. Синдром Стендаля. sova-golova.ru

5. Психиатрия. Учебник для студентов. М.В. Коркина, Н.Д. Лакосина, А.Е. Личко, И.И. Сергеев, Москва, «МЕДпресс-информ», 2006.

6. Международный неврологический журнал № 7 (37), 2010. www.mif-ua.com

7. В.В. Калинин. Редкие и малоизвестные психопатологические синдромы. Психиатрия и психофармакотерапия № 3, 2012. www.consilium-medicum.com

9. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

Читайте по теме

Елена Шведкина о состоянии, при котором в организме задерживается слишком много жидкости

0 комментариев 0 лайков 2165 просмотров

Анестезиолог-реаниматолог Юлия Егорова о синдроме нарушения свертывания крови, который повышает риск тромбозов и спонтанных выкидышей

0 комментариев 0 лайков 1266 просмотров

Редакция не несет ответственности за информацию, размещенную в рекламных материалах. Мнение редакции может не совпадать с мнением наших авторов. Все материалы, опубликованные в журнале, охраняются законом «Об авторском праве». Любое воспроизведение статей, перепечатка либо ссылка на них допускаются исключительно с письменного согласия редакции.

Сетевое издание KATRENSTYLE (www.katrenstyle.ru)

Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС0 От 21.07.2016 г.

Учредитель и издатель — АО НПК «Катрен»

Адрес учредителя:, Россия, Новосибирск, ул. Тимакова, 4

Адрес редакции:, Россия, Новосибирск,

ул. Тимакова, 4, тел./факс:

Источник: http://www.katrenstyle.ru/articles/journal/medicine/syndrome/sindrom_stendalya_ili_velikaya_sila_iskusstva

×